Инвестиционный рынок

Понятие «рынок инвестиций» достаточно широкое и представляет собой многочисленные экономические отношения. Для большего понимания происходящих там процессов, его можно сравнить с обычным рынком. Само слово «рынок» уже подразумевает наличие продавцов и покупателей, только на инвестиционном и товары инвестиционные.

Рынки инвестиций имеют очень сложную структуру, но основным признаком любого из них является объект вложений. В зависимости от объекта инвестирования все их можно подразделить на рынки реального и финансового инвестирования.

Рынки реального инвестирования, в свою очередь, работают по трем крупнейшим направлениям:

  • недвижимость, т. е. вложения осуществляются в жилые и промышленные помещения, земельные участки и различные объекты, незавершенные строительством;
  • прямые капитальные вложения, которые подразумевают вливание денежных средств в техническое перевооружение предприятий, реконструкцию имеющихся объектов или строительство новых;
  • прочее инвестирование, которое включает вложения в драгоценные металлы и изделия из них, объекты изобразительного искусства, авторских прав и прочие ценности.

Рынки финансового инвестирования также можно разделить на два крупнейших вида:

  • фондовый, который связан с акциями, облигациями, фьючерсами и опционами;
  • денежный, специализирующийся на валюте, депозитах и кредитах.

Поскольку прогресс имеет место быть во всех отраслях нашей жизнедеятельности, появляются и различные инновационные продукты, которые тоже требуют вложений. На этой почве появился еще один вид инвестиционного рынка – рынок инвестиций в инновации.

Как и любой другой, рынок инвестиций не может существовать без таких элементов, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов с объемами реализации на определенном сегменте рынка называют рыночной конъюнктурой. Цикл конъюнктуры любого инвестиционного рынка всегда переживает 4 этапа развития:

  • подъем;
  • бум;
  • период стабильности;
  • спад.

В один и тот же момент времени разные объекты инвестирования могут переживать разные стадии, синхронности между ними нет. Поэтому у инвесторов всегда есть возможность извлечь свои средства из объектов, переживающих спад, и вложить в объекты, находящиеся на подъеме.

Изучение конъюнктуры конкретного рынка дает возможность оценить степень его активности и определить соотношение различных его элементов. Такое изучение проводится в три этапа:

наблюдение, в процессе которого изучается значение показателей спроса и предложения, уровня цен и конкуренции, проводится постоянное отслеживание малейших изменений этих элементов;
анализ, который основан на данных, полученных на первом этапе; выявление тенденций развития всех сегментов рынка;
прогнозирование, основанное на результатах первых двух этапов; здесь уже разрабатывается стратегия поведения на рынке.

Изучение рыночной конъюнктуры рекомендуется проводить всем инвесторам, поскольку оно позволяет выявить отрасли, переживающие спад, и избежать резкого снижения доходов или даже потери значительной части своего капитала.

Функционирование рынка инвестиций невозможно без благоприятного инвестиционного климата – среды, в которой «живут» все инвестиционные процессы. Благоприятный климат провоцирует высокую активность инвесторов и позволяет привлечь ресурсы в конкретную отрасль. Состояние инвестиционного климата принято оценивать по таким факторам, как:

  • приток или отток капитала;
  • величина процентных ставок;
  • уровень инфляции;
  • вероятность эффективного использования вложенных средств;
  • степень риска.

Инвесторы обращают пристальное внимание на эти показатели и предпочитают вкладывать средства в тот сегмент, уровень доходности которого оправдывает все вероятные риски.

Таким образом, рынок инвестиций можно охарактеризовать как систему взаимосвязанных отношений, направленных на перераспределение между участниками рынка инвестиционных продуктов и услуг. Каждый участник таких отношений наделен своими правами и условиями доступа к возможностям рынка. Но с каждым годом, постепенно совершенствуясь, рынок инвести