Как и где найти инвестора

Рукопожатие Любой бизнес нуждается в инвестициях - об этом свидетельствует и пример крупных международных компаний (Pay Pall, Google), которые первые годы своего существования развивались исключительно за счет инвестиций. И это не удивительно - средства инвесторов помогают на начальных этапах, когда обращаться в венчурные фонды невозможно из-за отсутствия истории бизнес-деятельности, а кредит в банке невозможно оформить ввиду отсутствия залогового имущества. Достаточно просто начать собственный бизнес при наличии должного финансирования, однако деньги не всегда имеются в свободном доступе. Одним из немногих способов организации и развития своего дела является поиск инвестора. Где и как найти инвестора, на что нужно обращать внимание, чтобы ваше дело поддерживалось инвестициями, как избежать возможных сложностей в процессе поиска инвестора? Рассмотрим наиболее значимые аспекты, которые помогут нашему читателю достичь заданных целей.

Что представляет собой общение с инвестором?

Инвестиционные специалисты насчитывают четыре основных шага, в процессе которых профессиональный инвестор знакомиться с предпринимателем и его идеей. На первом шаге инвестор изучает поступившее бизнес-предложение для инвестирования; на втором шаге происходит изучение самой бизнес-идеи, которая тщательно исследуется с возможным привлечением сторонних экспертов; на третьем шаге инвестор выбирает наиболее подходящие для него способы управления проектом - это может быть или назначение на руководящие должности собственного человека, или осуществляет контроль финансовой деятельности с помощью собственных бухгалтеров и финансовых директоров, или же устанавливают приемлемый порядок отчетности; на последнем шаге инвестор выходит из компании, перепродавая собственную долю или другому инвестору, или первоначальному владельцу бизнеса.

При ответе на вопрос о том, как найти инвестиции на начальных этапах, предприниматель должен помнить о необходимости успешного прохождения первых двух шагов. И для успеха он должен приготовить следующие документы:

  1. Мужчина достает из кармана пятитысячные купюрыТизер или краткое резюме бизнес-идеи. В данном документе кратко описывается идея, о потенциальных покупателях, о существовании аналогичных компаний за рубежом, а также о возможностях через 5-6 лет деятельности компании.
  2. Презентация. Документ является, по сути, развернутым резюме, в котором несколько подробнее описываются все вышеперечисленные моменты. Вместе с презентацией готовится инвестиционный меморандум. Второй документ должен подробно объяснить и обосновать инвестору каждую цифру и факт в бизнес-идее предпринимателя.
  3. Подробное описание финансовой модели. В данном случае для инвестора готовится документ, в котором содержатся сведения о будущем порядке отчетности, бухгалтерии, порядке распределения средств, прибыли и т. д.
  4. Бумаги с подробным описанием целевого назначения средств. В данном случае дается отчетность об объектах инвестирования, обоснованности требуемой суммы.

Отметим, что все перечисленные документы используются при поиске и работе с профессиональными инвесторами. Распространены ситуации, когда инвестору требуется только бизнес-план, а по итогам заключаются договоры, которые не имеют нотариального заверения. И на практике бизнес работает, а инвесторы остаются довольными.

Где можно найти инвестора?

Второй по важности вопрос: где найти инвестора? Поскольку отношения между инвестором и предпринимателем носят не только коммерческий, но и доверительный характер, необходимо искать инвесторов среди своего окружения. Капиталовложения знакомых или близких - куда более надежный способ быстрого развития бизнеса, с меньшим количеством риска.

Фото: Обсуждение инвестиционного планаЕще один способ, который не хуже предыдущего - это поиск среди известных людей и тех, кто уже достиг успехов в аналогичном или подобном бизнесе. Поиск таких инвесторов практически всегда завершается успехом по следующей причине: настоящий "гуру" в своем деле согласится дать часть необходимой суммы, а после этого предприниматель может смело обращаться к более мелким инвесторам, которые согласятся вложить свои средства ввиду авторитета первого вкладчика.

Другой вариант - это поиск инвесторов на биржах стартапов. Однако в данном случае необходимо учитывать вероятность мошенничества - вкладчик может или затребовать определенную сумму средств, обосновывая это высоким тендером на место, или заключить неправомерную сделку. Еще один способ, который может пригодиться предпринимателю - это поиск на конференциях и собраниях инвесторов. Но тут следует быть осторожным - предприниматель может потратить средства на презентацию бизнес-идеи на проекте, но так и не найти себе инвестора.

Насколько реально найти инвестора?

Где найти инвестора для бизнеса в настоящее время и возможно ли это? На одного инвестора приходится около 9-10 предпринимателей с собственными идеями бизнеса. Это не показатель огромной конкуренции - на практике инвесторы могут вкладывать средства в 4-6 проектов. Несмотря на положительные показатели, количество сделок за последние пару лет уменьшилось.

Причина тому - кризисное положение в стране. Все большее количество вкладчиков хотят если и не приумножить, то хотя бы в течение времени сохранять собственные средства. Отметим, что это касается основных отраслей и направлений - многие инновационные проекты часто находят людей, готовых вкладывать свои средства в развитие потенциально выгодных идей.

Что может понравиться и не понравиться инвестору?

Фото: Как понравиться инвесторуМы рассмотрели, где искать инвесторов, как можно их заинтересовать на начальных этапах и насколько реально в принципе найти таких людей. Теперь рассмотрим, какие ситуации благоприятствуют выбору вкладчика в пользу бизнесмена, а какие неблагоприятно сказываются на общем впечатлении о нем.

Изначально инвесторы обращают внимание на наличие квалифицированной и профессиональной команды, с помощью которой возможно достичь всех целей и полностью оправдать капиталовложения. Второе важное условие - наличие понятной, простой документации. Не менее важна и высокая конкурентоспособность предложенной идеи - рекомендуется предлагать или необычную идею, не реализованную до этого нигде, или новые патенты, или ноу-хау. Другими словами, инвесторов интересует способность их объекта капиталовложения создавать высокую конкуренцию.

Перед тем, как найти инвестора для проекта, необходимо помнить - потенциального вкладчика может отталкивать некорректное поведение.

Самая распространенная ошибка - это существенное преувеличение собственных возможностей и возможностей бизнес-проекта. Вторая ошибка - это необходимость концентрированной идеи: вряд ли заинтересует тот предприниматель, у которого с десяток патентов в совершенно разных сферах деятельности и несколько бизнес-проектов. Необходимо концентрироваться на организации только одной идеи. Третья распространенная ошибка - неправильна подача информации. Информация должна подаваться не с точки зрения видимости проекта его создателем, а с точки зрения пожеланий вкладчика. Часта ситуация, когда бизнес-идея представлена бесконечными формулами, техническими формулами и определениями - подобная информация для бизнесмена, который вкладывается в идею, бессмысленна; ему необходимо предоставить информацию о прибыли, рентабельности и дальнейшем развитии - потенциала, который способен приносить деньги.

Избегая ошибок и пользуясь главными правилами поиска инвесторов, общения с ними и предоставления информации, предприниматель сможет найти человека, который согласится вкладываться в развитие его идеи.