Инвестирование – это деятельность, направленная на приумножение национального богатства страны. Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта. Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. Именно поэтому появляется острая необходимость в регулировании инвестиционной деятельности.
Политика в сфере инвестирования предусматривает участие государства в роли инвестора и регулятора инвестиционных операций одновременно.
Государственное регулирование инвестиционной означает комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают:
- Непосредственные;
- Опосредованные.
Суть прямых методов регулирования заключается в финансовой поддержке отраслей экономики или отдельных предприятий, которые гарантированно не выстоят в конкурентной борьбе.
Опосредованное государственное регулирование инвестиций – это совокупность методов, которыми пользуется государство с целью непрямого воздействия на инвестиционные процессы, проявляющегося в инструментах бюджетирования, кредитования и налогообложения. С помощью этих инструментов государства пытается оказать эффективное влияние на субъекты, вовлеченные в процесс инвестирования.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Регулирование инвестиционного процесса в государстве, прежде всего, осуществляется на центральном уровне. Сюда относят:
- Разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;
- Поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;
- Разработку системы льгот;
- Информационную политику касающуюся сферы бизнеса;
- Борьбу с монополией;
- Составление и публикация отчётностей.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности – это комплекс мер, направленных на способствование осуществления бизнес-деятельности в рамках законодательного поля.
Инвестиционное право государства – это правовые нормы, целью которых является регулирование отношений, сформированных в сфере привлечения, имплементации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.
Существует ряд причин, по которым инвестирование как экономическое явление нуждается в правовом контроле со стороны государства:
- Инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов.
- Инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной.
- Инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности.
- Инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.
Инвестиционное право характеризуется следующими принципами:
- Свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций.
- Защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти.
- Свободное использование результатов инвестиционной деятельности.
- Предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала.
- Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.
Правовые основы инвестиционной деятельности определяются сформированными законодательными рамками. Нормативно-правовые акты составляются и действуют не только на общегосударственном, но и на местном уровне.
В законах РФ, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Также очерчены их функции и обязательства, возникающие в процессе инвестирования.
Законодательные условия инвестирования представляют собой:
- Порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;
- Суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;
- Льготы налогообложения и гарантий государства;
- Нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.
Законодательство
Инвестиционное законодательство РФ состоит из совокупности отдельных законов, среди которых выделяют следующие:
- Регулирующего инвестиционные операции, осуществляемые нерезидентами;
- Регулирующего капитальные инвестиции.
На уровне регионов также могут существовать законы, призванные регулировать деловую активность в пределах конкретной административно-территориальной единицы.
Первый из перечисленных законов определяет права, на которые претендуют инвесторы-нерезиденты, занимающиеся реализацией инвестиционных операций внутри страны. Закон содержит условия, согласно которым должна вестись бизнес-деятельность.
Целью создания закона считается способствование прозрачной бизнес-деятельности и, осуществляемой зарубежными инвесторами. Закон освещает гарантии, предоставляемые со стороны РФ иностранным инвесторам. Однако действие его не охватывает операции вливания капитала нерезидентов в финансовые учреждения, банки и страховые компании, руководствующиеся в своей деятельности положениями других законов.
Также закон не может влиять на отношения, возникшие в результате финансирования благотворительной, религиозной и образовательную деятельности.
Второй Закон призван регулировать предпринимательскую деятельность, связанную с капитальными вкладываниями средств, причём как со стороны резидентов, так и нерезидентов.
Государственное регулирование инвестиций имеет свой инструментарий влияния на деловую среду. К инструментам государственного менеджмента инвестиционных процессов со стороны включают:
- Информационно-аналитическую базу;
- Популяризация актуальных реформ и проектов
- Повышение привлекательности делового климата внутри страны.
Главные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности это:
- Формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования;
- Непосредственное привлечение государства к воплощению проектов в реальность;
- Прочие формы регулирования.
К позитивным и стимулирующим условиям, создаваемым государственным аппаратом, относят:
- Усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;
- Формирование особых налоговых режимов;
- Формирование льготных условий, позволяющих использование природных ресурсов государства, если оно предусматривает позитивное влияние на экономику;
- Способствование развитию лизинговых операций
- Способствование регулярной переоценке основных фондов предприятий.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей, которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий. Часто поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов. Как правило, речь идёт о техническом переоснащении, расширении, модернизации, реставрации и приобретения дополнительной производственной недвижимости или оборудования.
Мероприятия, касающиеся государственной поддержки инвестиций, отображаются в специальных программах, рассчитанных на определённый период. В разработке, анализе и имплементации государственных инвестиционных программ участвует Правительство России, Правительство региона, в котором осуществляется инвестирование, Министерство экономики, Министерство финансов.
Непосредственное участие государства в инвестировании происходит следующим образом:
Государство, совместно с иностранными партнёрами разрабатывает комплекс мер, позволяющих беспрепятственно реализовывать инвестиционные проекты.
- Государство выступает спонсором приоритетных проектов, направляя на их реализацию средства из центрального бюджета;
- Правительственные органы занимается формированием списка приоритетных объектов, требующих возведения или полной реконструкции.
- Проведение конкурсов среди инвесторов на предоставление государственных гарантий.
- Проведение конкурса на размещение финансов, поступивших из центрального бюджета, которые предположительно будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.
- Проведение экспертизы проектов.
- Эмиссия облигаций с целью финансирования проектов.
- Защита предприятий государства от поставок сырья и оборудования низкого качества.
Перечень непрямого влияния государства на инвестиционную деятельность состоит из:
- Мер, направленных на рациональное распределение доходов и ресурсов;
- Формирование зон с особыми экономическими условиями и потенциалом;
- Способствование формированию экономически обоснованных цен;
- Разработка упрощённой и прозрачной системы налогообложения;
- Формирование привлекательного для инвесторов делового климата.
Разработка оптимальной налоговой политики является особо актуальной для тех государств, которые намерены стимулировать развитие предпринимательства в своих пределах. Способствование развитию кредитных и финансовых посредников также является приоритетной задачей государства, так как без этих составляющих невозможно формирование благоприятного бизнес-климата.
Качественное ведение бизнеса в стране невозможно без отлаженной работы финансовых посредников, поэтому государство ставит перед собой задачу, заключающуюся в улучшении функционирования кредитного рынка и фондовой биржи.