При рассмотрении вопроса о факторах, влияющих на объем инвестиций сразу следует рассматривать объект инвестирования: на уровне государства, региона, отдельной отрасли, группы компаний или отдельного предприятия.

Содержание статьи
Возникновение инвестиций
Известно, что инвестиции в государстве возникают от распределения национального дохода на потребляемую часть и сберегаемую часть. Из сберегаемой части образуются инвестиции. По логике, увеличение сбережений должно приводить к увеличению инвестиций. Это так и происходит в слаборазвитых странах. В них рост экономики сопровождается ростом сбережений, которые по большей части направляются в инвестиции. В экономически развитых странах эта тенденция не очевидна. Рост сбережений в них не означает рост инвестиций, это объясняется падением нормы прибыли от новых инвестиций в этих государствах.
Склонность к сбережению приводит к снижению потребления и к падению уровня национального дохода. Поэтому стимулирование сбережений (парадокс бережливости) снижает уровень инвестирования в экономику.
Английский экономист Джон Ме́йнард Кейнс исследовал эти процессы и пришел к выводу о необходимости, в противоположность к бережливости, стимулировать потребление. Спрос побуждает инвесторов обновлять производство, расширять его, что требует расширения инвестирования. Кейнс ввел в макроэкономику теорию мультипликатора, согласно которой при росте инвестиций рост валового национального продукта происходит в гораздо большей степени, чем рост инвестиций из-за мультипликативного эффекта этих инвестиций. Инвестиции порождают потребление в смежных отраслях и инфраструктуре, вызывая новые инвестиции и увеличивая ВНП. Этот уровень увеличения был назван мультипликатором. Он отражает факторы, влияющие на объем инвестиций в макроэкономике.
На отдельный объект экономии, будь то корпорация или отдельное предприятие, на объем инвестиций оказывает влияние, помимо макроэкономических, факторы микроэкономики.
К ним следует отнести:
- положение предприятия на рынке выпускаемой продукции;
- доля рынка этой продукции;
- цены на нее;
- наличие серьезных конкурентов.

Инвестиционная политика
Но более важным фактором, влияющим на объем инвестиций предприятия является его инвестиционная политика. Она включает в себя стратегию развития предприятия, ориентированную на долгосрочный рост производства продукции с высокой рентабельностью производства. Это означает, что инвестиционные планы предприятия направлены на увеличение его капитала, преобладающе, на инновационной основе. Это означает наличие на предприятии служб маркетинга и инвестиционного управления, постоянного мониторинга рынка и достижений научно-технического прогресса в области производимой продукции и сопутствующих отраслях.
Инвестиционная политика базируется на инвестиционной привлекательности предприятия, которая складывается из инвестиционной привлекательности государства, отрасли, региона и собственно предприятия.
Инвестиционная привлекательность зависит от множества факторов экономики государства, таких как: уровень налогообложения, инфляции, устойчивости экономики, наличии высококвалифицированной рабочей силы, уровень криминализации экономики, нормы доходности и уровень процентной ставки по финансовым инструментам, и многое другое. Все эти факторы исследуются в мировой экономике и формируются рейтинги инвестиционной привлекательности стран. Россия в этих рейтингах находится в конце списков, занимая 100 место из 170 стран.


