Анализ привлекательности и инвестиционной деятельности предприятия

Предприятие в рыночной экономике является первичной и основной единицей, элементом, составляющим структуру народного хозяйства любой страны. На них создается национальный продукт, они обеспечивают основную занятость населения и выплачивают этому населению заработную плату, на них внедряются достижения научно-технического прогресса, науки и техники, обеспечивая развитие государства и рост его национального дохода. На предприятия приходится основная масса инвестиций для обеспечения такого роста.

Анализ данныхИнвестиции в деятельность предприятий являются «топливом» экономического роста государства, поэтому такая деятельность предприятий является предметом инвестиционного анализа. Анализ инвестиционной деятельности предприятия должен давать ответы на множество вопросов инвесторов и потребителей инвестиций, таких как: когда инвестировать, куда инвестировать, сколько инвестировать, каков будет доход от инвестиций, какие риски ожидают инвесторов и объект инвестирования при реализации проектов, и многое другое.

В таком анализе заинтересовано государство и общество. Ведь некоторые инвестиции могут ухудшить условия проживания населения, негативно влияя на окружающую среду. Поэтому результаты анализа таких проектов подвергается рассмотрению не только у государственных экспертиз, но и публичным слушаниям, где инвестор доказывает полезность для общества и безопасность для окружающей среды при реализации проекта.

Задачи анализа инвестиционной деятельности на предприятии

Для предприятия в инвестиционной деятельности на первом месте стоят вопросы:

Анализ инвестиционных данных

  • как и когда увеличится капитал предприятия от реализации инвестиционного проекта;
  • в состоянии ли предприятие само обеспечить своими финансовыми и материальными ресурсами реализацию проекта;
  • если нет, то откуда привлечь необходимые ресурсы, и на каких условиях;
  • каковы риски не достижения целей, означенных в проекте.

Выбор проекта также является важным моментом инвестиционной деятельности предприятия, и анализ этой деятельности должен дать ответ по поводу наиболее целесообразного проекта в данный момент времени.

Анализ инвестиционной деятельности тесно связан с инновационной деятельностью предприятия.

Как правило, инновационная деятельность выражается в создании новых производств, технологий и продукции, которые выдвигают компанию в лидеры рынка, повышают его эффективность.

Но инвестиции могут быть направлены на простое расширение производства для увеличения массы прибыли компании. Такие инвестиции характерны для компаний – лидеров на рынке, у которых есть «запас прочности» и возможность производить продукцию без ее замены несколько лет. Однако и для них наступает момент замены продукции, момент обновления производства, момент инвестиций в инновационные проекты. Определение этого момента и подготовка к формированию нового инвестиционного проекта и является задачей, среди прочих, анализа инвестиционной деятельности.

Инвестиции, по устоявшейся классификации, подразделяют на:

Если реальные инвестиции направляются на решение вышеназванных задач, то финансовые инвестиции в большей степени связаны с расширением деятельности компаний путем приобретения долей, акций или целых компаний, путем поглощения объектов конкурентов или слиянием с подразделениями дружественных компаний.

Конечно, это возможно осуществить при наличии значительных финансовых ресурсов и профессиональной команды управления. Здесь инвестиционный анализ выполняет те же функции и задачи, что и при анализе реальных инвестиций.

Другим направлением финансового инвестирования является размещение свободных средств на фондовом рынке с целью финансовых спекуляций. Здесь задача анализа сводится к анализу фондового рынка, фундаментальному анализу экономического состояния экономики страны и к техническому анализу выбранных показателей фондового рынка. Результатом такого анализа является выбранный портфель ценных бумаг фондового рынка, обеспечивающих мало рисковый доход компании от размещения средств.

Как правило, к финансовым инвестициям на уровне финансовых спекуляций компания прибегает в промежутках между реальными инвестициями, исходя из принципа «деньги должны работать».

Такая же ситуация может возникнуть при выяснении доходности проекта ниже или на уровне процентной ставки банковских кредитов. В этом случае инвестиции, выделенные на проект, могут быть размещены как финансовые инвестиции до момента нахождения более эффективного проекта в реальный сектор, то есть, в производственную деятельность, являющуюся главной для компании.

Инвестиционная привлекательность

В анализе инвестиционной деятельности всегда имеются два субъекта: инвестор и потребитель инвестиций. Они могут объединяться в одном лице, тогда это означает, что потребитель инвестиций имеет в наличии собственные ресурсы для реализации проекта, включая привлеченные кредиты, обеспеченные залогами потребителя инвестиций. Если их недостаточно для реализации инвестиционного проекта нужен внешний инвестор.

И вот тут возникает задача: найти инвестора и привлечь его к реализации проекта. Если предприятие обладает набором определенных характеристик инвестиционной привлекательности и имеет положительный опыт привлечения инвесторов в реализации инвестиционных проектов, то проблема решается достаточно быстро. То есть предприятия прямо заинтересованы в создании для себя имиджа привлекательных объектов для потенциальных инвесторов.

Что же такое инвестиционная привлекательность? Вряд ли ее можно назвать экономической категорией. Если мы зададимся вопросом о привлекательности человека, чем руководствуемся мы определяя привлекательность того или иного человека. Во-первых, внешними признаками: физическая красота, красивая одежда, ухоженность человека. При ближайшем знакомстве такой человек может оказаться не привлекательным, грубым, надменным и беспринципным. То есть внешних признаков привлекательности недостаточно, нужны и внутренние признаки. Например: доброта, отзывчивость, интеллигентность.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность регионов России

Рукпожатие партнеров по бизнесуДля предприятия инвестиционная привлекательность также имеет внешние и внутренние признаки. Если оно располагается на ухоженной территории, здание управления им выглядит современно, рабочие предприятия одеты в фирменные комбинезоны, в цехах чистота и порядок, управленческий персонал доброжелателен и приветлив, инвестор, попав на такое производство, несомненно, оценит это как элемент привлекательности. Но этого явно недостаточно для него. Инвестор может и не появиться на предприятии, он оценит инвестиционную привлекательность по другим внешним признакам, которые доступны в публичной печати. Например, это история предприятия, основные достижения, технологии и оборудование, перечень и объем производимой продукции и его доля на рынке данного производства продукции, уровень цен на продукцию. Все эти параметры инвестор может обнаружить в интернете. И уже на этом этапе у него есть основания для дальнейшего рассмотрения вопроса об инвестировании в данный инвестируемый объект.

Но для окончательного принятия решения об инвестировании в конкретный инвестируемый объект необходимы внутренние характеристики инвестиционной привлекательности. Именно этими характеристиками занимается анализ инвестиционной привлекательности предприятия.

Рассмотрим основные характеристики, по которым инвестор определяет инвестиционную привлекательность.

  1. Главным среди прочих характеристик является доходность капитала. Известно, что доходность капитала определяется как отношение чистой прибыли к стоимости капитала. Под капиталом понимаем стоимость функционирующего капитала, собственного и заемного. Одновременно, при этом рассматривается показатель финансовой устойчивости предприятия, показывающий ту долю заемных средств, которая может быть возвращена в срок.
  2. Доходность капитала для инвестора показывает эффективность работы предприятия и тот минимальный уровень доходности инвестируемого капитала, который он получит при самом неблагоприятном исходе инвестирования.
  3. Анализ финансовой устойчивости инвестору необходим для определения уровня инвестиционного риска. Для этого рассчитываются различные показатели, среди которых инвестору важен показатель долгосрочной независимости, как отношение стоимости собственного и долгосрочного заемного капиталов к стоимости всех активов предприятия. Здесь долгосрочный заемный капитал приравнивается к собственному капиталу, поскольку обеспечен залоговыми инструментами. Чем выше этот показатель, тем меньше инвестиционный риск инвестора.
  4. Не менее важным для инвестора при оценке привлекательности является показатель оборачиваемости активов. По этому показателю инвестор определяет, насколько быстро вложенные им средства будут оборачиваться в процессе деятельности инвестируемого объекта.
  5. Ликвидность активов предприятия также важный показатель для инвестора. Этот показатель демонстрирует инвестору возможности инвестируемого объекта быстро погашать краткосрочные обязательства без риска неплатежей и банкротства, что важно особенно в первые периоды проекта. Это, по сути, оценка краткосрочных рисков инвестиций.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия по вышеназванным показателям зависит от стадии его жизненного цикла. На разной стадии жизненного цикла значения одних и тех же показателей будут иметь разную ценность для инвесторов. На начальной стадии они имеют тенденцию к улучшению, а на стадии окончания жизненного цикла к ухудшению.

Инвестиционная привлекательность предприятия хоть и самостоятельная категория, но практически полностью зависит от этого же показателя на уровне государства, отрасли и даже региона. Если на государственном уровне показатель инвестиционной привлекательности низкий, то зарубежные инвесторы просто не заинтересуются никакими инвестируемыми объектами. Также обстоит дело и с отраслевой инвестиционной привлекательностью, в этом случае инвесторы из смежных отраслей, ищущих ниши для инвестирования не будут рассматривать предприятия этой отрасли для возможного инвестирования.

Управление инвестиционной деятельностью

Управление инвестиционной деятельностью предприятия ставит задачу на основе анализа его деятельности определить основные направления развития компании и сформировать портфель инвестиционных проектов, ранжировать их по значимости, экономической эффективности, определить ресурсные возможности их реализации, выявить внутренние резервы для их исполнения, разработать меры по повышению инвестиционной привлекательности. Все это сводится к выработке инвестиционной стратегии компании на долгосрочный период. Ориентация только на текущие потребности в инвестициях может привести инвестируемый объект к неоправданным инвестиционным затратам.

Стратегический выбор развития компании должен определять и его стратегию в инвестиционной политике.

Поэтому если на предприятии нет стратегии его развития, не может быть и стратегии инвестиционной деятельности, так как из первой стратегии вытекает другая стратегия.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностиРазработка стратегии инвестиционной деятельности компании должна производиться по двум направлениям:

  • формирование инвестиционного портфеля как реальных, так и финансовых инвестиций, на длительный период, исходя из стратегических целей развития компании;
  • формирование инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного портфеля путем изменения соотношения в распределении прибыли, поиском инвесторов и разработкой мер по повышению инвестиционной привлекательности компании, разработкой финансовой стратегии финансовых инвестиций.

Выбор стратегии инвестирования на предприятии зависит от его этапа на жизненном цикле.

Для молодого предприятия стратегия содержит множество объемных проектов инвестирования и очень высока ответственность выбора того или иного направления. При выработке стратегии используются много аналитических методов оценок развития, проводятся маркетинговые исследования смежных отраслей и производств для поиска новых ниш.

В стадии зрелости, предприятие заботится о сохранении устойчивости на рынке и инвестиции направляются на расширение производства, укреплении своих позиций на рынке через сохранение качества продукции, снижение затрат на производство и т.п.

В завершающей стадии жизненного цикла главным становится забота о повышении ликвидности своих активов. Инвестиции направляются на подготовку активов к реализации.

Такую работу на предприятии выполняет менеджмент, владеющий знаниями и инструментами анализа и управления инвестиционными процессами. Лучшей формой управления этой деятельностью будет создание специальной организационной структуры, находящейся в подчинении генерального директора.

В инвестиционной деятельности будут задействованы инженерные службы, экономические и финансовые, а также специалисты в области инвестиционного менеджмента.
Эта служба занимается как реальными инвестициями, так и финансовыми инвестициями, существенно отличающимися по методам и способам их реализации. В целом, эта служба будет:

  • разрабатывать стратегию инвестиционной деятельности;
  • производить отбор проектов на основе оценки их экономической эффективности и степени риска их выполнения;
  • осуществлять анализ текущей инвестиционной деятельности;
  • оперативно управлять проектами;
  • проводить анализ выполненных проектов и разрабатывать меры по улучшению такой деятельности на основе этого анализа;
  • разрабатывать меры по повышению привлекательности;
  • формировать составы будущих инвесторов и оценивать их возможности;
  • формировать и управлять финансовыми портфелями.

Исходя из этих задач, менеджмент должен обладать широким спектром знаний во многих областях.

Читайте так же все об управлении инвестиционными проектами

Читайте далее

Инвестиционная стратегия Инвестиционная стратегия

Принципы формирования инвестиционной стратегии предприятия.

Анализ чувствительности инвестиционного проекта Анализ чувствительности инвестиционного проекта

Об анализе чувствительности инвестиционного проекта: пример расчета и исходные данные.

Анализ инвестиционных проектов Анализ инвестиционных проектов

Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов

Инвестиционный бизнес-план Инвестиционный бизнес-план

Инвестиционный бизнес-план компании и его разработка.